Page 31 - «Марийские праздники»
P. 31

30 Марийские праздники

     СӰРЕМ (Праздник летнего жертвоприношения)

     Л окальное название. Кӱсӧ (восточные марийцы), Шӱрем (Со­
ветский район РМЭ).

      Распространение. Праздник распространен у луговых, восточ­
ных марийцев. В настоящее время отмечается луговыми марийцами
Моркинского, Волжского районов РМЭ, восточными марийцами.

     Сроки и время проведения. Сӱрем-Кӱсӧ проводится ежегод­
но, у некоторых групп марийцев через каждые 3 года в начале июля
на 3-ей неделе после дня летнего солнцестояния (22 июня) около
христианского праздника Петров день (12 июля), в некоторых мес­
тах — в сам Петров день. Праздник в прошлом длился целую неде­
лю. День для начала праздника назначается картами на сходке.

     Значение праздника. Сӱрем имеет важное религиозное значе­
ние для марийцев, является одним из главных и строгих праздников
летнего календарного цикла, сопровождается крупным молением с
жертвоприношением. Во время праздника прежде проводилось об­
рядовое снятие табу, наложенное в связи с цветением хлебов, с
периодом покоя и отдыха Матери Земли (Мланде Ава). Принося жер­
твоприношения богам, марийцы надеялись задобрить их и зару­
читься их поддержкой в хозяйственной и семейной жизни.

     Обряды. Праздник Сӱрем состоял из сложных ритуальных це­
ремоний. Праздничная обрядность включала общинное моление с
жертвоприношением в священной роще сӱремото, Кӱсото (кӱсӧ Олмо
у восточных марийцев), групповое и окружное моление. Перед кол­
лективным молением или после него устраивался обряд изгнания
нечистых сил сӱрем Мужо. Парни верхом на лошадях с шумом и
криком скакали вокруг священной рощи, по полю и по деревне, хле­
стали кнутами строения домов, заборы, трубили в трубу сӱрем пӱч,
которую затем ломали, кидали в условленное место или оставляли
в лесу на ветке. Участников обряда изгнания злых сил угощали топ­
леными сливками (Шӧрвал). В период праздника строго соблюда­
лись запреты: нельзя было курить, употреблять алкогольные на­
питки, сквернословить, устраивать разного рода шумы. В течение
всех дней моления совершались очищения купанием в реке или в
бане. Праздник завершался традиционным гуляньем, сопровож­
давшимся танцами, пением, играми. Как и в другие праздники,
хозяева встречали гостей, угощали их обрядовой едой, пивом.

      Литература: Кузнецов С.К.Четыре дни у черемис во время Сюрема.
Этнографический очерк. С.-Петербург, 1879; Андреев И. Сӱрем// Ма­
рий коммуна, 1991, 13 июнь; Календарные праздники и обряды марий­
цев// Этнографическое наследие. Вып.1: Об. материалов. Йошкар-Ола:
МарНИИ, 2003. С.86-168.
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36