Page 5 - «Марийские праздники»
P. 5
4 Марийские праздники
ПРЕДИСЛОВИЕ
Народные календарные праздники и обряды представляют осо
бую ценность в культурном наследии марийского народа. Форми
руясь в течение многих веков, развиваясь в различных историчес
ких условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытнос
ти народа. Воплотив в себе все ценное, что есть в народе — народ
ное мировоззрение, психологию, художественное творчество, на
родные праздники и обряды до настоящего времени продолжают
занимать определенное место в жизни марийцев.
Народные праздники и обряды складывались в процессе тру
довой деятельности наших предков и были связаны с циклическим
развитием природы, с основными этапами сельскохозяйственных
работ — весеннего сева, пахоты, уборки урожая и т.д. Разнообраз
ные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья,
игры и развлечения, культ предков, общие трапезы и жертвопри
ношения, входящие в комплекс ритуалов праздничного календар
ного цикла, были направлены на обеспечение плодородия земли,
получение богатого урожая, а также высокой рождаемости и семей
ного благополучия людей, приплода скота. Обряды совершались
соответственно природному ритму, повторяясь из года в год.
Наиболее значимыми периодами в обрядовом календаре ма
рийцев являлись дни зимнего (22 декабря) и летнего (22 июня)
солнцестояний, весеннего (22 марта) и осеннего (22 сентября) рав
ноденствий, а также дни, связанные с определенными фазами луны
(новолуние, полнолуние). Периоды солнцестояний и равноденствий,
а также лунный календарь, исчислявший время от одного новолу
ния до другого, были хорошо известны марийцам с давних времен.
С изменениями фаз луны согласовывалась практическая жизнь
людей — хозяйственная, семейная. В сочетании лунного и солнеч
ного календарей определялись даты народных календарных празд
ников. Праздники в дни солнцеворотов — древнейшие из кален
дарных праздников. Для крестьян не было твердых дат, они ориен
тировались по природе. В дни зимнего солнцестояния отмечался
праздник Шорыкйол (Шортйол, Шачял), означавший наступление
нового времени, нового года. В период весеннего равноденствия
справлялся праздник Ӱярня (Масленица), позже сдвинутый на бо
лее ранние сроки. Ко времени летнего солнцестояния был приуро
чен обрядовый цикл — сыҥса Жап (время цветения ржи), в это вре
мя не разрешалось трогать землю — пахать, рыть, рубить деревья,
выполнять работы, связанные с резкими запахами. Считалось, что