Page 7 - «Марийские праздники»
P. 7
«Ф«- 6 Марийские праздники
в эти дни земля нуждалась в покое, т.к. была в положении. Осеннее
равноденствие приходилось на время окончания сельскохозяйствен
ных уборочных работ, с этого момента начинали проводить празд
ничные обряды в честь нового урожая. ,
С внедрением в жизнь марийцев христианства, народные ка
лендарные праздники были приближены по срокам к православ
ным праздникам, например, Шорыкйол — к Рождеству, Кугече — к
Пасхе, Сӱрем (Кӱсӧ) — к Петрову дню, Угинде — к Ильину дню и т.д.
Несмотря на это, древние языческие традиции, глубоко вошед
шие в повседневную жизнь народа, не забывались, стали уживать
ся с христианскими, дополняя друг друга, сохраняя при этом свой
исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников
продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно
солнечного календаря.
Но с течением времени, развиваясь в разных социально-эконо
мических и бытовых условиях, народные праздники и обряды транс
формировались и по-разному осмыслялись, в них появлялись но
вые элементы, менялась временная приуроченность праздников.
Значительные изменения в праздничном народном календаре
произошли в советский период. В 1920-е годы в условиях соци
альных преобразований в стране и Марийском крае, возникают
новые праздники и обряды. В 1920 году в с.Сернур был проведен
праздник Йошкар Пеледыш пайрем — праздник красного цветка
(впоследствии Пеледыш пайрем). Он стал первым массовым праз
дником нового типа. Образование Марийской автономной области
отмечено в 1921 году всенародным торжеством — Марий автоно
мий кече (День образования автономии), сегодня — это Марий Эл
Республикын Кечыже (День Республики Марий Эл). Народные праз
дники постепенно вытеснялись советскими праздниками, теряли
массовость и свое значение в жизни народа. Многие обычаи и об
ряды упростились или прекратили свое существование, произо
шел пересмотр их идеологического смысла. Однако, являясь важ
ной частью народного быта, праздники марийцев полностью не
исчезли. Они бытовали в сельской местности, сохраняя свои наци
ональные черты.
В настоящее время идет процесс возрождения традиционной
культуры, в том числе и праздников, и есть надежда, что они вновь
обретут устойчивость и закрепятся в праздничном календаре ма
рийского народа.
В 1990-е годы появились праздники — Марий Талешке кече
(День национального героя), Марий Тиште кече (День марийской
письменности). Они еще не стали массовыми, находятся на стадии
формирования, но в будущем без сомнения станут всенародными
праздниками и внесут свой вклад в развитие марийской нацио
нальной культуры.