Page 7 - «Марийские праздники»
P. 7

«Ф«- 6  Марийские праздники

 в эти дни земля нуждалась в покое, т.к. была в положении. Осеннее
 равноденствие приходилось на время окончания сельскохозяйствен­
 ных уборочных работ, с этого момента начинали проводить празд­
 ничные обряды в честь нового урожая. ,

      С внедрением в жизнь марийцев христианства, народные ка­
 лендарные праздники были приближены по срокам к православ­
 ным праздникам, например, Шорыкйол — к Рождеству, Кугече — к
 Пасхе, Сӱрем (Кӱсӧ) — к Петрову дню, Угинде — к Ильину дню и т.д.
 Несмотря на это, древние языческие традиции, глубоко вошед­
 шие в повседневную жизнь народа, не забывались, стали уживать­
 ся с христианскими, дополняя друг друга, сохраняя при этом свой
 исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников
продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно­
солнечного календаря.

      Но с течением времени, развиваясь в разных социально-эконо­
мических и бытовых условиях, народные праздники и обряды транс­
формировались и по-разному осмыслялись, в них появлялись но­
вые элементы, менялась временная приуроченность праздников.

      Значительные изменения в праздничном народном календаре
произошли в советский период. В 1920-е годы в условиях соци­
альных преобразований в стране и Марийском крае, возникают
новые праздники и обряды. В 1920 году в с.Сернур был проведен
праздник Йошкар Пеледыш пайрем — праздник красного цветка
(впоследствии Пеледыш пайрем). Он стал первым массовым праз­
дником нового типа. Образование Марийской автономной области
отмечено в 1921 году всенародным торжеством — Марий автоно­
мий кече (День образования автономии), сегодня — это Марий Эл
Республикын Кечыже (День Республики Марий Эл). Народные праз­
дники постепенно вытеснялись советскими праздниками, теряли
массовость и свое значение в жизни народа. Многие обычаи и об­
ряды упростились или прекратили свое существование, произо­
шел пересмотр их идеологического смысла. Однако, являясь важ­
ной частью народного быта, праздники марийцев полностью не
исчезли. Они бытовали в сельской местности, сохраняя свои наци­
ональные черты.

     В настоящее время идет процесс возрождения традиционной
культуры, в том числе и праздников, и есть надежда, что они вновь
обретут устойчивость и закрепятся в праздничном календаре ма­
рийского народа.

     В 1990-е годы появились праздники — Марий Талешке кече
(День национального героя), Марий Тиште кече (День марийской
письменности). Они еще не стали массовыми, находятся на стадии
формирования, но в будущем без сомнения станут всенародными
праздниками и внесут свой вклад в развитие марийской нацио­
нальной культуры.
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12